Автомобильное масло играет важную роль в работе практически всех систем. При его нехватке или полном отсутствии детали механизмов при постоянном трении начинают стираться и приходят в негодность. Поэтому необходимо следить за уровнем жидкости и вовремя производить ее замену.
- Функция масла в коробке передач
- Характеристики трансмиссионных масел
- Разновидности масляных основ
- Масло на синтетической основе
- Масло на полусинтетической основе
- Масло на минеральной основе
- Трансмиссионные масла для разных типов КПП
- Масло для МКПП
- Масло для АКПП
- Различие трансмиссионного масла по уровню вязкости
- Особенности замены трансмиссионного масла
- Стоимость трансмиссионных жидкостей
Функция масла в коробке передач
Каждый автолюбитель знает, что коробка передач состоит из нескольких валов с шестернями, вращающихся на подшипниках и постоянно трущихся между собой.
В рабочем состоянии в КПП создается высокое давление, ее внутренние детали находятся в постоянном движении. За счет этого трансмиссионное масло со временем вырабатывается, в соприкосновения деталей происходит разрушение масляной пленки и по этой причине происходит заедание металлических элементов.
Характеристики трансмиссионных масел
Для предотвращения последствий от механических процессов трения и неблагоприятного внешнего воздействия существует вязкое масло со спецприсадками. Его отличительная особенность в том, что масляная пленка обладает чувствительностью к разного рода воздействиям и долго сохраняется.
По составу трансмиссионные масла схожи со смазками для моторов. В них содержатся аналогичные компоненты, предотвращающие образование ржавчины и быстрый износ деталей, только пропорции берутся другие.
Жидкость для трансмиссии состоит из химических компонентов, таких как фосфор, хлор, сера, цинк, которые укрепляют и делают прочнее масляную пленку. За счет этого она лучше выдерживает механические воздействия и повышенное давление.
Разновидности масляных основ
Трансмиссионное масло разделяют на три вида по своей основе:
- минеральная;
- синтетическая;
- полусинтетическая.
Какой вид выбрать, решать вам, главное не ошибиться и не смешать «синтетику» с минералкой».
Масло на синтетической основе
Если сравнивать с маслом на минеральной основе, то синтетическое обладает лучшей текучестью, что очень благоприятно сказывается при низких температурах воздуха на общей работе автомобиля.
Если же учитывать предельные перепады рабочих температур, то могут наблюдаться утечки жидкости через сальники. Но, как правило, такие неприятности чаще всего встречаются у автомобилей со стажем.
Главным преимуществом синтетической основы является возможность его использования в широком температурном диапазоне, поэтому оно еще считается всесезонным.
Масло на полусинтетической основе
Этот вид масла является чем-то средним между минеральным и синтетическим. По своим свойствам оно гораздо лучше «минералки», а по стоимости на порядок дешевле «синтетики».
Масло на минеральной основе
Минеральное масло пользуется повышенным спросом. Свою популярность оно получило за счет своей невысокой стоимости.
Производители стараются повышать его качество, добавляя присадки с содержанием серы в больших количествах.
Трансмиссионные масла для разных типов КПП
Кроме разной основы трансмиссионные масла отличаются свойствами. Их разделяют на два вида:
- масло для АКПП;
- масло для МКПП.
Масло для МКПП
Все внутренние детали КПП требуют хорошей смазки, поэтому должны быть полностью погружены с масло. Существуют модификации, в которых сложные механизмы и они особенно нагружены, тогда этой смазки окажется мало. В таких ситуациях маслу под давлением дается принудительный подвод.
Основные функции масла для «механики» (маркировка MTF):
- смазывает трущиеся детали и механизмы;
- снижают механические нагрузки;
- выводят микрочастицы металла и тепло.
Масло для АКПП
К маслу для АКПП предъявляются более завышенные требования и оно похоже на гидравлическую жидкость. Основная функция этого масла – передача механической энергии по всей трансмиссии. В принципе, масло для АКПП можно использовать и для механических коробок, но это будет гораздо дороже стоить.
Основные функции масла для «автомата» (маркировка MTF):
- смазывает трущиеся детали и механизмы;
- создает жидкую среду;
- добавляет плавности в работу механизмов;
- защищает от ржавчины;
- выводит тепло;
- имеют высокую степень вязкости;
- предотвращает образование пены;
- оказывает меньшее разрушительное воздействие на сальники и эластомеры;
- стойки к окислительным процессам.
Самые известные масла для АКПП
Марка | ||||
Dexron 3 | Евромакс ATF | Мобил Делвак ATF | ||
Описание | Отвечает последним требованиям автомобильного производства. | Специальное трансмиссионное масло для дорогих иномарок. | Масло для зимнего использования. | |
Предназначение | Для моделей с коробками АКПП, Степ-троник, Тип-троник и т. п. | Для моделей: Мицубиси, Крайслер Диамонд, Форд Меркон, Ниссан, Тойота и т. д. | Для грузовых автомобилей, автобусов и т. п. | |
Тойота ATF | Хонда ATF | |||
Описание | Содержит специальные добавки, предотвращающие образование ржавчины и износ. | В состав входят компоненты, обеспечивающие защиту сальникам и эластомерам. | ||
Предназначение | Тойота и Лексус. | Все марки Хонда. | ||
Различие трансмиссионного масла по уровню вязкости
Вязкость масла — еще одна важная характеристика трансмиссионной жидкости. Выделяют два классификационных типа: SAE и API.
- 1. API делится на 7 групп, самыми популярными считаются GL-4 для умеренных нагрузок и GL-5 для повышенных нагрузок.
- SAE делится на три группы: всесезонная, зимняя и летняя.
В таблице «Трансмиссионные масла для определенных моделей отечественного и импортного производства» можно увидеть самые распространенные жидкости для трансмиссии, степень их вязкости и некоторые другие характеристики.
Марка масла | |||
Мобил 1 SHC | Лукойл ТМ-5 | Кастрол Сантранс Трансаксл | |
Описание | Универсальное масло для МКПП, гипоидных и др. передач, синтетическое, всесезонное. | Полусинтетическое масло для МКПП для разных видов зубчатых передач, полусинтетика. | Синтетическое масло для МКПП, КПП в блоке с главными передачами и раздатки (ПСНТ). |
SAE | 75W/90 | ||
API | GL4 | GL5 | GL4 |
Tойота | Мобил GX | Лукойл ТМ-5 | |
Описание | Синтетическое масло для МКПП, редуктора заднего моста с гипоидными передачами, рулевой колонки | Для комбинированных КПП с передним приводом | Для коробок любого типа, рулевого управления и раздатки. |
SAE | 75W/90 | 80W | 85W/90 |
API | GL4/GL5 | GL5 | GL5 |
Модель автомобиля | |||||
ВАЗ (классика) | Лада Приора/Калина | Форд Фокус 2 | Хендаи | Киа | |
Рекомендуемая марка масла | «Кастрол», «Лукойл», «Зик»,
синтетика и полусинтетика |
Шелл Трансаксл Лукойл ТМ-4/ТМ-5, | Форд Сервис;
для АКПП – Меркон V Форд |
Кастрол Универсал Hyundai Kia MTF,;
для АКПП – SK ATF SP-3, Диамонд ATF SP-3, Hyundai Kia ATF |
Mobil 1,
Hyundai Kia MTF,; для АКПП – Hyundai Kia ATF |
API | GL4/5 | GL4 | GL-4/5 | GL4 | GL4 |
SAE | 75W/90 | 75W/90 или 80W/85 | 75W/90 или 80W/90 | 75W/90 | 75W/90 |
Особенности замены трансмиссионного масла
В современных моделях авто с АКПП нового образца замена масла не предусмотрена, оно заливается на полный эксплуатационный срок. В таких КПП вы не сможете узнать уровень масла, так как там отсутствует щуп. На практике иногда бывают ситуации, когда появляются проблемы с коробкой и после диагностики специалисты все же делают замену масла даже в дорогостоящих моделях.
В обычных моделях автомобилей замена масла должна производиться после 80 тысяч км. пробега, по среднестатистическим данным это происходит примерно раз в 2 года. Такие нормы установлены для хороших условий эксплуатации автомобиля: хорошие дороги, умеренный климат, отсутствие пробок и т. д.
Российским автовладельцам специалисты рекомендуют производить замену масла через каждые 25 тысяч пробега. При таком уходе коробка передач будет работать без поломок весь эксплуатационный срок.
Также следует следить за цветом и запахом масла. Если оно заметно потемнело и имеет запах гари, значит, пришло время его заменить. Если сомневаетесь, то обратитесь в автосервис, где вам сделают диагностику и поменяют жидкость.
Стоимость трансмиссионных жидкостей
Стоимость жидкости для трансмиссии имеет большой диапазон. Самое недорогое масло для МКПП стоит в районе 100 рублей. Цена масла для «автомата» – 250-1000 руб.: самая недорогая марка Шеврон ATF, самая дорогостоящая — Мотул ATF.