В январе 2019-го года кинокомпания «Круглый стол» завершила производство полнометражного художественного историко-биографического фильма «Медный всадник России«, режиссёром, автором сценария и генеральным продюсером которого выступил Василий Ливанов, Народный артист России, академик Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, кавалер высших Российских орденов и Ордена Британской империи, получивший наибольшую известность за создание экранного образа Шерлока Холмса в популярном многосерийном фильме. В качестве режиссёра и автора сценария Василий Ливанов создал такие картины, как «Дон Кихот возвращается», а также анимационные фильмы: «Самый, самый, самый, самый», «Синяя птица», «Фаэтон — сын солнца» и «По следам бременских музыкантов».
«Медный всадник России» — сложнопостановочная, масштабная картина, важная роль в которой отведена работе операторов. Заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Немоляев, принимавший участие в создании фильмов, ставших классикой отечественного кинематографа, таких как «Обыкновенное чудо», «Покровские ворота», «Не стреляйте в белых лебедей», «Курьер» и многих других, стал главным оператором-постановщиком картины. Совместно с ним оператором-постановщиком выступил Иван Алимов, давно сотрудничающий с мастером на различных проектах. В ленте операторы сумели передать всю красоту русских пейзажей, подчеркнуть величественность эпохи и проследить историю создания одного из самых значимых в России памятников.
Особую атмосферу в картине задает музыка, написанная выдающимся отечественным композитором Геннадием Гладковым, Народным артистом России, академиком Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», автором музыки к фильмам «Обыкновенное чудо», «Джентльмены удачи», «Человек с бульвара Капуцинов», многосерийной телевизионной картины «12 стульев» и многих других. Музыку в фильме исполняет Российский государственный оркестр кинематографии, дирижёр Сергей Скрипка.
За художественное воплощение в картине отвечала талантливый художник-постановщик Мария Турская. Консультантом по художественной части, созданию костюмов и предметов интерьера стала Елена Ливанова, Заслуженный художник России. Исполнительный продюсер картины — Дарья Новицкая.
Фильм расскажет о создании памятника Петру I, благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина известного как Медный всадник. В центре сюжета — судьба его скульптора, француза Этьена-Мориса Фальконе, которого по совету Дени Дидро для возведения монумента пригласила императрица Екатерина II.
Творческое видение скульптора не совпадало со взглядами некоторых представителей русской знати. Несмотря на открытый конфликт с приближенным к Екатерине Великой графом Иваном Ивановичем Бецким, президентом Императорской Академии художеств, Фальконе, при постоянной поддержке императрицы, удалось отстоять свою идею. Монумент Петру I, созданный скульптором, стал не только произведением искусства, но впоследствии — одним из символов России.
Василий Ливанов, режиссёр-постановщик, автор сценария, генеральный продюсер: «История создания памятника — один из редчайших примеров, когда верховная власть и художник действуют заодно. Императрица Екатерина II поддерживала Фальконе на протяжении восьми лет создания памятника Петру I, олицетворяющего дух России. Снять этот фильм было моей давней задумкой. Мне хотелось показать творческий процесс создания Медного всадника и познакомить зрителей с историей нашей страны, отраженной в одном из ее важнейших событий«.
На втором плане в фильме — нежная любовная линия Этьена Фальконе и его ученицы Мари Анн Колло. Юная девушка приехала в Россию вместе с мастером и втайне от него вылепила из глины голову Петра I, которая не удавалась Фальконе. Её работа была признана скульптором и самой императрицей. Мари была влюблена в мастера, но боялась признаться ему, страстно увлечённому работой, в своих чувствах. Создатели фильма тонко обозначают эту линию: любовь героев — возвышенное чувство, рожденное в совместном творчестве и преданности искусству.
Несмотря на то, что речь в картине идёт о второй половине 18 века, авторы проводят параллель с настоящим временем, показывая сегодняшний Санкт-Петербург, современных людей и памятник, который по сей день остается одним из величайших скульптурных произведений.
Николай Немоляев, оператор-постановщик: «Многие сцены в картине мы старались снимать почти документально, как можно ближе к истории. Прежде всего, нам хотелось обратить внимание и заинтересовать зрителей историей нашей страны — она очень богатая, наполненная событиями. Поэтому можно сказать, что картина — в какой-то степени познавательная. Но всё же самая главная наша задача заключалась в эмоциональной подаче материала, в создании атмосферы и духа того времени, в перекличке времён — великого прошлого России, создания одного из самых знаковых памятников, и современности«.
В образе императрицы Екатерины II Великой на экране предстала популярная телеведущая Ольга Белова, известная зрителям по таким передачам, как «Сегодня» и «Место встречи». Фильм «Медный Всадник России» стал её дебютом в кино.
В драматической, сильной роли французского скульптора Этьена Фальконе, преданного своему делу, выступил Народный артист России Евгений Редько, лауреат международных и отечественных театральных премий и фестивалей, снявшийся в таких картинах, «Андерсен. Жизнь без любви», «Последний приказ генерала» и других.
Роль талантливой ученицы Фальконе Мари Анн Колло, причастной к созданию Медного всадника, досталась изящной и утончённой Валерии Ланской, за плечами которой более тридцати работ в кино и сериалах. В 2011 году актриса удостоилась приза за лучшую женскую роль на фестивале «Амурская осень» за роль Катюши Масловой в антрепризе «Спасённая любовь», а в 2014 — за образ Мерседес в мюзикле «Монте-Кристо» на Международном фестивале мюзиклов в Южной Корее.
Евгений Редько, исполнитель роли Этьена Мориса Фальконе: «В фильме я сыграл великого скульптора Этьена Фальконе. На экране мы создали образ человека, который испытывает творческие муки и переживает за свое произведение. Когда я по-настоящему узнал Фальконе, а не просто ознакомился с его биографией, то для меня оказалось открытием, насколько удивительным человеком он был… Сейчас не только молодые, но и взрослые образованные люди, апеллируя датами и фамилиями, до конца не знают, о ком или о чем говорят. Возможно, посмотрев эту картину, зрители сделают для себя небольшое открытие, так же как это случилось со мной во время работы над ролью«.
Валерия Ланская, исполнительница роли Мари Анн Колло: «Моя героиня — талантливая молодая женщина-скульптор. У неё непростой характер, она очень сильная. По сюжету, Мари Колло влюблена в своего мастера, скульптора Этьена Фальконе, и готова на многое ради любви… Это пронзительная, невероятно красивая драматическая история, достойная отдельного фильма. Работая над ролью, открывая для себя героиню, я погрузилась в материал и очень заинтересовалась реальными событиями, характерами этих исторических персонажей. Надеюсь, что и зрители, которые посмотрят фильм, захотят узнать о них ещё больше«.
Образы представителей русской знати в картине воплотили выдающиеся российские артисты. Роль князя Ивана Ивановича Бецкова исполнил Народный артист России, академик Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» и Ордена Почета Евгений Стеблов, сыгравший в таких известных фильмах, как «Я шагаю по Москве», «Раба любви», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Сибирский цирюльник», многосерийной картине «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и других.
В образе Юрия Матвеевича Фельтена, которому были поручены работы по завершению Медного всадника — Андрей Соколов, Народный артист России.
Литейщика Емельяна Хайлова, спасшего памятник от пожара, сыграл Народный артист России Юрий Назаров, снявшийся в более чем 200 фильмах и сериалах.
Роль барона Билиштейна исполнил Народный артист России Владимир Ильин, а роль дворянина Яковлева — Народный артист России Юрий Стоянов.
Юрий Стоянов, исполнитель роли дворянина Яковлева: «Василий Борисович — уникальный артист, выдающаяся личность. За династией Ливановых — история советского театра и кино… В жизни подобные шансы — сняться в фильме у такого человека — выпадают очень редко, поэтому я согласился на эту, пусть и небольшую роль дворянина, выражающего коллективное недовольство знати идеей памятника, без всяких раздумий.
Для меня Медный всадник — символ Петербурга и России, такой же противоречивый, как и жизнь в ней. Фильм «Медный всадник России» именно об этом — о создании вечного символа, памятника, который не меняется на фоне сменяющих друг друга эпох».
Историческая драма «Медный всадник России» перенесёт зрителей во вторую половину 18 века — времена величественной Российской империи. Съёмки картины проходили в Москве — на территории и во дворцах музея-заповедника «Царицыно», в Санкт-Петербурге — в Эрмитаже, в Выборге — в парке Монрепо, а также в Гатчине — в Большом Гатчинском дворце.
Дарья Новицкая, исполнительный продюсер: «Это был трудный и, вместе с тем, незабываемый опыт. Самая большая сложность заключалась в поисках локаций и получении разрешений на съёмки в исторических объектах. Например, о съёмках в Эрмитаже удалось договориться только благодаря дружбе Василия Борисовича с руководством музея и слаженной работе команды. Именно там была снята одна из ключевых сцен фильма на Иорданской лестнице«.
Над созданием атмосферы в фильме трудилась команда художников под руководством художника-постановщика Марии Турской. Для съёмок исторических сцен были воссозданы дворцовые кабинеты и залы, изготовлены предметы и детали интерьеров, элементы памятника Медный всадник, а также восковая фигура Петра I и его прижизненная восковая маска. Специально для фильма было сшито более 250-ти костюмов.
Мария Турская, художник-постановщик: «Для меня работа на проекте «Медный всадник России» стала возможностью перескочить сразу через несколько ступенек, поучиться у настоящих мастеров, мэтров советского и российского кино. Я считаю, что эта картина — не столько о создании памятника, сколько о величии России и её значимости для других европейских стран — в 18-м веке и сейчас. В фильме мы старались проследить некую связь эпох, ведь для истории промежуток от 18-го века до современности — очень маленький. Наша картина — именно об этом. Тем не менее, для нас и для кино — колоссальный временной отрезок. Время неумолимо идёт вперёд, побеждая здания, предметы и людей. Сейчас невозможно снимать такую картину на реальных объектах, в настоящих костюмах той эпохи. Поэтому для съёмок мы использовали пространство музеев, очень многое воссоздавали по существующим описаниям и изготовляли самостоятельно«.
Елена Ливанова, художник-консультант: «Для работы над проектом требовалось очень много знаний, касающихся не только предметного мира, но и поведения, взаимоотношений персонажей друг с другом, особенностях времени. Чтобы погрузиться в эту атмосферу, мы сделали множество фотографий в музеях: нужно было понимать, как выглядела посуда, предметы интерьера, мебель, экипажи, детали одежды, костюмы и многое другое, принадлежавшее к той эпохе.
Поскольку мы снимали кино для современного зрителя, хотелось, чтобы наряды, при их достаточно точном соответствии с историческими, не выглядели смешными. Кроме того, нам было важно, чтобы костюмы не отвлекали зрителя от самой истории. В то время в моде были высокие парики, панье на дамских костюмах, изобилие украшений… Но мы постарались сделать наряды более лаконичными, легкими и элегантными«.
Одна из центральных и, вместе с тем, самых сложных в картине — сцена перевозки Гром-камня, которому было суждено стать пьедесталом памятнику Петру I. Глыбу весом в 2000 тон перевезли из Конной Лахты на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. В честь перевозки камня Екатерина II приказала выбить памятную медаль с надписью «Дерзновению подобно». Под руководством художника-постановщика картины Марии Турской Гром-камень, состоявший из 72-х частей, декорированный живым и искусственным мхом, был изготовлен из стеклоткани на металлическом каркасе. Модель камня установили в месте, похожем на Конную Лахту — в лесу подмосковного поселка «Правда» у Учинского залива.
Ещё одна зрелищная сцена — отливка памятника. Изучив исторические документы, авторы в деталях воспроизвели на экране этот сложный процесс. В кадре была воссоздана модель памятника, снята форма и контрформа, установлены литники и разлит металл. Практически на глазах у зрителей произошло чудо рождения монумента.
Исторический фильм «Медный всадник России», рассказывающий о создании легендарного памятника, привлечёт зрителей разных возрастов, интересующихся историей России. Благодаря доступности, лёгкости и ненавязчивости повествования картина может быть включена в образовательные программы, став наглядным пособием по отечественной истории для школьников и студентов. Зрители по-новому откроют для себя характеры исторических персонажей и узнают множество интересных фактов о возведении Медного всадника.
Возрастное ограничение картины — 12+.