Рецензия на спектакль «Тело авангарда», ЦИМ. На другом языке

Рецензия на спектакль «Тело авангарда», ЦИМ. На другом языке

Представьте, что попадаете в другое измерение. Не эпоху, не страну, а именно измерение. Потому что про случившееся в России, а затем в СССР в начале XX века, мы так или иначе знаем, говорим, постоянно возвращаемся. По-прежнему сложно поверить в настолько сконцентрированную гениальность и величину творческого прорыва, причём во всех областях. Но «Тело авангарда» заманит знакомыми фамилиями (Эйзенштейн, Мейерхольд), а в результате перевернёт, а где-то даже обнулит представления о театральном языке и сценических экспериментах той эпохи. Забудьте, что вы пришли сюда, уверенно жонглируя фамилиями Татлин, Родченко, Попова, что можете цитировать «Зангези» вперемешку со «Случаями» и «Облаком в штанах», здесь вообще будет не про привычный (хотя и непостижимый) авангард.

Рецензия на спектакль «Тело авангарда», ЦИМ. На другом языке

Режиссёр Дмитрий Филиппов (Мелкин) в интервью подробно рассказывает, в каком виде сейчас существует мейерхольдовская биомеханика, какие цели он ставил, взявшись за этот спектакль. Точнее, за явление на сцене примитивного биомеханического цирка. Что-то становится понятнее. 

Рецензия на спектакль «Тело авангарда», ЦИМ. На другом языке

Хочется прийти снова на «Тело» теоретически подкованным. Но одновременно очень хочется вообще оказаться там с «чистым листом» в голове. Потому что в какой-то момент всё становится неважным.

Рецензия на спектакль «Тело авангарда», ЦИМ. На другом языке

6 актеров (перформеров? Танцовщиков? Цирковых артистов?) показывают другое тело. Другой способ обращения к нему и через него. Что-то угадывается как основа многих современных (ставших давно уже классическими) театральных и хореографических методов. Что-то случается впервые – настолько иное, отличное от виденного ранее (про другое измерение я уже упоминала).

Рецензия на спектакль «Тело авангарда», ЦИМ. На другом языке

С тобой, вроде бы, ничего не происходит, но выходишь из зала совсем другим. Не удержусь и процитирую слова девушки, сидевшей рядом:

Cпектакль вернул меня из шума и хаоса, в котором я была до этого, в какую-то кристальную ясность. Что это такое за свойство, как это работает – мы ведь можем даже никогда и не узнать…

В «Теле» действительно восприятие работает по другим законам. Пропускаешь сквозь себя символы, звуки и пластические рисунки. Вспоминаешь про архитектуру конструктивизма – когда ничего лишнего и всё от человека и его потребностей (возможно, тех, о которых он ещё сам не догадывается). Следишь за движениями перформеров и видишь в них супрематистские линии и круги.

Рецензия на спектакль «Тело авангарда», ЦИМ. На другом языке 

Но это же не картинная галерея, это – сцена! Эффект совершенно не театральный. А вот какой – нам бы, наверное, объяснили все те, кто стоял за этим. Увы, они или исчезли в сталинских лагерях, или «задвинули» (вместе со всей страной) тему авангарда и спора с классическими канонами и устоявшимися формами.


Не знаю, нужен ли всем этот спектакль. Я ловила его пару лет (он буквально один-два раза за сезон идёт в ЦИМе) – и очень рада, что это случилось. Пожалуй, он для тех, кто ищет что-то новое, необычное, не боится нестандартных решений. Для тех, кто при упоминании 20-30-х годов в контексте русской культуры буквально встаёт, как когда-то вся страна вставала под звуки гимна.

Режиссер Дмитрий ФИЛИППОВ (МЕЛКИН)

Постановка: студия LOW TECH

Сценография: Павел СЕМЧЕНКО

Художник по костюмам Алексей ЛОБАНОВ

Саунд-дизайн / композитор Дмитрий ПАВЛЮКОВ

Видеохудожник Кирилл ПЛЕШКЕВИЧ

Художник по свету Олег ТОЛКУНОВ

Движение/хореография: Анастасия СМИРНИЦКАЯ

Консультант по биомеханике Алексей ЛЕВИНСКИЙ

Продюсер Анна КУЧЕРОВА

Свет: Арсен САФАРОВ

Видео: Дмитрий СОБОЛЕВ

Звук: Сергей ВОЛКОВ

Исполняют:
Дарья ДЕМИДОВА,
Лина ЛАНГНЕР,
Александра ПОЛЬДИ,
Дмитрий МЯГКИЙ,
Павел ЧАМОВ,
Егор ЧУРАКОВ

Оцените статью