Рецензия на спектакль «Северная одиссея», РАМТ. То ли сказка, то ли быль

Рецензия на спектакль «Северная одиссея», РАМТ. То ли сказка, то ли быль

Две части «Северной Одиссеи» – два самостоятельных спектакля. Разные не только по драматургическому замыслу, но и по режиссёрскому решению.

Рецензия на спектакль «Северная одиссея», РАМТ. То ли сказка, то ли быль

Первая часть цепляет с первых минут, ты смотришь и не веришь: как вообще можно было такое пропустить и не прийти раньше (спектакль выпустили в 2015 году). Конец ХХ века, русский Север и всё, что вы знали о «загадочной русской душе», но не представляли, как об этом можно сказать – без надрыва и экзальтации, рваных гармошек и рубах на груди. А Пётр Луцик с Алексеем Саморядовым рассказали (как и в «Диком поле», «Лимите» и других фильмах, снятых по их сценариям), но слишком рано сами ушли, тогда же, двадцать лет назад. Оставив нам обжигающе точные образы и архетипы, узнаваемые даже не с первого слова, но с жеста и поворота головы. Да не только персонажи, сюжетная канва «Северной одиссеи», как ковёр на стене в самом начале, узнаваема до боли.

Рецензия на спектакль «Северная одиссея», РАМТ. То ли сказка, то ли быль

Отвезти на Чукотку спирт? В 1989 году? Представляете примерно о чем этот трип? Где-то там встретить отряд бандитов с самопровозглашенным наместником Земли сибирской, с православным батюшкой («Батюшка, вы по первому образованию кто?. — Металлофизик я!») и ежевечерним общевойсковым просмотром забугорной порнухи. Какие-то военные, ушлые номенклатурщики, снова бандиты (но уже без робингудовских замашек). Волков и медведей зато нет – никто их не боится, тут бы людей не встретить… Как пел практически в те же годы Борис Гребенщиков: «Я смотрю на это дело в древнерусской тоске». Мороз и какой-то первобытный ужас переливается в зал со сцены, и это родное, почти осязаемое «наше всё».

Рецензия на спектакль «Северная одиссея», РАМТ. То ли сказка, то ли быль

Вторая часть про то, как уйти за тридевять земель, всё потерять, найти и вернуться всё равно ни с чем. И зачем вернуться – тоже непонятно. Герои попадают в Америку: сначала на Аляску, потом в Калифорнию. И вот тут случается непопадание: американская история выглядит на фоне сибирской плоской и невыразительной, несмотря на то, что картинка-то как раз очень яркая и цветастая. Вопрос драматургов о том, что происходит с русским человеком, попадающим в совершенно другое измерение, туда, где есть свобода – этот вопрос повис в воздухе, и замысел так и остался замыслом. Не хватило той самой правды, глубины и отчаянности, пронизывавшей во время похода по снегу. Но когда спектакль заканчивается, понимаешь, что Север всё равно «не отпустит» и все нестыковки перевесит. Впрочем, не только север – сценография и музыка не просто дополняют драматическую часть, они её в какой-то степени делают и выстраивают.

Рецензия на спектакль «Северная одиссея», РАМТ. То ли сказка, то ли быль

Пространство сцены решено так, что «лёгким движением руки» и поворотом круга Северный Ледовитый океан превращается в американскую глубинку, а Калифорния – в Чукотку. Ружья, висящие на стене, конечно же, стреляют, шубы падают с колосников, а огромный скелет то ли рыбы, то ли страны движется вместе со всеми в будущее, которое уже стало нашим прошлым. Продуманность во всем, начиная с деталей одежды и заканчивая инженерными решениями – тут и театр, и реальность, гротеск и «вещдоки» из той жизни. 

Рецензия на спектакль «Северная одиссея», РАМТ. То ли сказка, то ли быль

Музыка. Здесь царит Пётр Налич и этим всё сказано. Причём он не просто значится в программке в качестве композитора, а поёт и лично дирижирует своим оркестром на сцене. Кажется, каждый звук, каждая нота очень точно попадают в любой отрезок спектакля и в целом, в эту почти абсурдную, но такую настоящую историю. Музыка и драма прорастают сквозь друг друга и становятся чем-то единым, заставляющим двигаться в такт и погружаться в спектакль так же, как в одной из сцен герои проваливаются в полынью – глубоко и всерьёз.


«Северная одиссея» – из тех постановок, что задевают надолго, заставляют думать, вспоминать, обсуждать. И из тех, что провоцируют легкомысленно пританцовывать и напевать, смеяться и грустно вздыхать. Даже шапку тянет надеть периодически, сидя в зале – так всё на сцене холодно и честно.

Режиссер: Гранитова Екатерина

Художник: Рауд Росита

Композитор: Налич Петр

Пластика и танцы: Альбертс Албертс

В ролях: Доронин Александр, Бурукин Дмитрий/Шкловский Михаил, Погиба Владислав, Блохин Алексей/Зима Олег, Гришин Александр, Пивоварова Людмила, Пахомов Александр, Бажин Андрей, Рагулин Александр, Воротняк Иван, Баландин Денис, Мишаков Алексей, Искандер Рамиля, Маслов Алексей, Кривощапов Дмитрий, Сипин Андрей, Юров Иван, Круглик Виталий, Прокофьева Анастасия/Тиханская Виктория, Печенкин Сергей, Савватимов Антон, Олойеде Диллон, Сантьяго Адонис

Место: РАМТ

Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом

Оцените статью