Рецензия на спектакль «Розенкранц и Гильденстерн», «Июльансамбль». Смерть им к лицу

Рецензия на спектакль «Розенкранц и Гильденстерн», «Июльансамбль». Смерть им к лицу

Вот дом, точнее – Палаты,

В которых появился любимый многими «Июльансамбль»,

Который воплотил замысел режиссера Павла Пархоменко,

Который взял пьесу любимого в России Тома Стоппарда, 

Которую перевёл когда-то изгнанный из России Иосиф Бродский.

Рецензия на спектакль «Розенкранц и Гильденстерн», «Июльансамбль». Смерть им к лицу

Да, ассоциации с народной английской поэзией вряд ли помогут рассказать о новом спектакле «Розенкранц и Гильденстерн». Впрочем, если вы читали пьесу Стоппарда, то согласитесь – пересказать все возможные грани, смыслы и слои стоппардовского абсурда, игры слов, философских размышлений и парадоксальных открытий – идея утопическая. Вроде бы, объяснить всё довольно просто: Том Стоппард сделал главными героями совершенно второстепенных Розенкранца и Гильденстерна, построил весь сюжет вокруг этих шекспировских Труляля и Траляля. Но текст! Насколько он совершенен, настолько же трудно переносим на сцену. И все, кто за него берется, изощряются как могут.

Рецензия на спектакль «Розенкранц и Гильденстерн», «Июльансамбль». Смерть им к лицу

Так вот, Павел Пархоменко не стал уходить далеко от оригинала (как, например, прошлогодний номинант на «Золотую маску» – «Розенкранц и Гильденстерн» Д.Волкострелова). У Пархоменко просто в рукаве оказались два козыря – пространство Боярских палат, где как нельзя лучше разворачивать и раскурчивать нити истории, случившейся однажды в Датском королевстве. И, собственно, «Июльансамбль», в чьем умении справляться с любой режиссерской вольностью и идеей (или, увы, даже иногда с её отсутствием) лично я давно не смоневаюсь. Но здесь с режиссером всё в порядке, он знает и видит, чего хочет. И может быть в спектакле в отдельные моменты и не хватает глубины и разноплановости Стоппарда, но это скорее из-за указанной выше сильной любви к пьесе. Другие же зрители, честно признавшиеся, что с драматургической основой они не знакомы, были по-хорошему ошарашены и воодушевлены. А то и вдохновлены на долгие разговоры после и чтение пьес здравствующего сэра Тома.

Рецензия на спектакль «Розенкранц и Гильденстерн», «Июльансамбль». Смерть им к лицу

Почувствовать себя пассажирами тонущего корабля. Теми, кто ждет перемен, пытаясь отсидеться за печкой. Или не ждет их вовсе. Теплый уютный мирок конформиста превращается рано или поздно в ад. И пути назад уже нет. Ты не можешь остаться второстепенным персонажем, тебя просто сотрут в порошок жернова истории, даже самой скромной и бескровной.

Рецензия на спектакль «Розенкранц и Гильденстерн», «Июльансамбль». Смерть им к лицу

Этот режиссерский месседж проявляется постепенно, как выглядывающие из кирпичных проемов актёры. В какие-то моменты в зале стоит гомерический хохот, в какие-то – гробовая тишина. Варвара Шмыкова в кроссовках, Роман Васильев на каблуках, английский балаган с пост-драматическим стёбом (над пост-драмой в том числе). Гамлет, Гертруда, Клавдий – прекраснее этого паноптикума только труппа бродячих актеров. И в этом абсурде и угаре вдруг возникает финал – и растворяется в воздухе. Розенкранц и Гильденстерн, как и следовало ожидать, мертвы. Мы выходим из лабиринта Боярских палат, немного оглушенные и довольные. Потому что театр здесь случился вполне живой и настоящий.

Режиссёр: Павел Пархоменко

В ролях: Артем Дубра, Сергей Новосад, Варвара Шмыкова, Алексей Каманин, Роман Васильев, Сергей Шадрин, Степан Азарян, Никита Юськов, Алексей Ермошкин

Место: Боярские палаты СТД РФ

Продолжительность: 2 часа

Оцените статью