Люди ходят в театр за яркими эмоциями, испытать катарсис, научиться новому, исповедоваться. «Матросская тишина» в Театре Олега Табакова – тот спектакль, который выворачивает душу зрителя наизнанку, потом возвращает её обратно и отпускает жить дальше с этой вывернутой душой. В практически полной тишине, прерываемой всхлипами зрителей, в конце спектакля все осознают, что в нашей жизни есть невероятная сила и очень важная вещь – родительская любовь, которая остаётся жить даже после смерти.
Первая версия легендарной «Матросской тишины» появилась в подвале на улице Чаплыгина 30 лет назад благодаря Олегу Павловичу Табакову, после этого она то жила, то не жила, но вопреки всему спектакль постоянно возвращается на сцену Театра Олега Табакова и открывает новые страницы в истории и новые имена. Через эту работу прошло огромное количество прекрасных артистов. Новый (почти) актёрский ансамбль потрясающий – и взбалмошная соседка Шварцев (Яна Сексте), и обаятельный Чернышёв в исполнении Андрея Смолякова, и Владислав Миллер, для которого эта работа стала первой (грандиозной и важной) на сцене театра Табакова.
Но только Владимир Машков создает своего Абрама Шварца уже 30 лет, в нём нет ни капли игры и притворства, актёрских приёмов. В его глазах практически весь спектакль стоят слёзы боли, счастья, любви – и точно такие же слёзы стоят в глазах зрителей. В безумной энергетике Владимира Львовича чувствуется, что он искренне и по-настоящему проживает жизнь и тяжёлую судьбу еврея из Тульчина, в которой больше боли, чем радости. Машков вкладывает в героя весь свой собственный жизненный опыт, всю свою печаль, все свои переживания.
Темы любви, родственных отношений, войны и Холокоста влияют на человека в любом возрасте, но всегда по-разному. Кто-то, более молодое поколение, сочувствует Давиду, которого заставляют играть Шрадика (кто играл на скрипке, знает, что хуже и неприятнее нет ничего, разве только этюды Крейцера), разделяет его стыд за отца, оправдывают злость. Но в конце они многое для себя понимают. Существование вот такой сильной родительской любви становится откровением, и они рыдают вместе со всем залом, хотят скорее обнять родителей, извиниться и сказать «спасибо».
Большая часть сочувствует и понимает отца, который любит своего сына невероятно сильно, особенной любовью. Хочет видеть ребёнка, радоваться победам, разделять печаль. Он готов отойти на задний план, готов понять и простить юношескую злость…
Вот тогда ты вспомнишь про меня! Тогда ты неприменно вспомнишь про меня и скажешь этим людям: «Это мой папа сделал из меня то, что я есть. Мой папа! Он был жулик и пьяница, мой папа, но он хотел, чтобы сын его, кровь его, узнал, с чем кушают счастье!»
Тема родителей и детей — неисчерпаемая. У этих взаимоотношений множество граней, острых углов. Но нужно помнить, что родительская любовь – единственная, которая даётся человеку просто так, это безвозмездный дар. Ты родился – и тебя любят, будут любить всегда. Будут прощать всегда. Но иногда приходит война (или другое горе) и ломает жизни. И можно не успеть сказать «спасибо», можно не успеть сказать «прости»…
Создатели выводят историю и своих героев к свету. Это очень важно. Старику Абраму не только сочувствуешь, им восхищаешься – тому умению находить мельчайшие радости и поводы для счастья в, казалось бы, беспроглядной тьме. Радуешься за Давида, потому что он понял, хоть и поздно, но понял, что любит отца и то, как сильно папа его любил. И что тоже важно – он был прощен.
Этот спектакль должен жить. В нем столько огромной любови к Учителю, Олегу Павловичу Табакову. Вся эта болезненная и страшная история – любовь в самом чистом её проявлении. Вокруг постановки – любовь самого театра, его стен, любовь создателей и любовь зрителей, которые смотрели спектакль 30 лет назад, 3 года назад и смотрят сейчас.
Постановка: Олег Табаков
В ролях:
Владимир Машков, Владислав Миллер, Ростислав Бакланов, Сергей Беляев, Андрей Смоляков, Сергей Угрюмов, Яна Сексте, Арина Автушенко, Никита Уфимцев, Ангелина Пахомова, Алина Петрова, Наталья Попова, Мария Шумилова, Павел Чернышев, Игорь Петров, Александр Фисенко, Артур Касимов, Павел Шевандо, Алексей Усольцев, Алена Иванова, Андрей Хисамиев
Фото: Мария Никифорова