Рецензия на спектакль «Иллюзии», МХТ им. А.П. Чехова. Еще раз про любовь

Рецензия на спектакль «Иллюзии», МХТ им. А.П. Чехова. Еще раз про любовь

На фоне моря спектаклей, где тебя поражают картинкой, светом, звуком, где эмоциональное и визуальное подавляет рациональное и вообще на фоне всеобщей страсти к тотальной зрелищности «Иллюзии» выглядят аскетичной насмешкой над всеми этими экспериментами. 4 актера полтора часа по очереди рассказывают историю отношений двух супружеских пар.

Рецензия на спектакль «Иллюзии», МХТ им. А.П. Чехова. Еще раз про любовь

Они просто пекут пирог на кухне. Такой популярный нынче формат кулинарного мастер-класса. Из костюмов лишь фартуки. Из декораций – кухонный стол-трансформер и белая стена (на ней иногда появляются незатейливые видеопроекции).

Рецензия на спектакль «Иллюзии», МХТ им. А.П. Чехова. Еще раз про любовь

И кажется, с точки зрения работы актера, это в разы сложнее – вот так выходить по очереди к микрофону и проживать монологи своих героев, без грима, бутафории и театральных мизансцен. Каждый из четырёх сразу притягивает к себе внимание, они такие разные и такие запоминающиеся. Нежная, акварельная Сандра Светланы Ивановой-Сергеевой. Невозмутимый, знающий себе цену Дэнни Дмитрия Брусникина. Мощная и яркая Маргарет Янины Колесниченко. Ироничный и живой Альфред Игоря Золотовицкого. Это, действительно, такой идеально «сыгранный» квартет, от которого получаешь удовольствие сразу, с первых минут спектакля.

Рецензия на спектакль «Иллюзии», МХТ им. А.П. Чехова. Еще раз про любовь

Всем персонажам за 80, они по ходу пьесы по очереди умирают, но сначала все-таки рассказывают. Разумеется, про свою долгую семейную жизнь и про любовь. И у каждого своя версия и любви, и правды, и жизни. Раз это пьеса Ивана Вырыпаева, значит, будет смешно. И грустно. И снова смешно, потому что Вырыпаев как всегда иронизирует над своими героями, над нами и самим собой.

Рецензия на спектакль «Иллюзии», МХТ им. А.П. Чехова. Еще раз про любовь

Дэнни любил свою жену Сандру. Сандра любила их друга Альфреда. Альфред, узнав об этом, понял, что тоже любил Сандру. А Маргарет, его жена, рассказала, что они с Дэнни всю жизнь были любовниками. Да, там кто-то ещё кому-то приходился братом и сестрой, кто-то умирал от рака, кто-то повесился – и уже сложно разобраться, где здесь правда, а где выдумка.

Рецензия на спектакль «Иллюзии», МХТ им. А.П. Чехова. Еще раз про любовь

Эта пьеса как шкатулка с секретом – на первый взгляд кажется простеньким «мылом», забавной незамысловатой story, написанной для прозаических разворотов в глянце. Но вот зрители, угостившись после аплодисментов свежеиспечённым пирогом, выходят из зала с улыбками на лицах и продолжают обсуждать. Где были иллюзии, а где все-таки настоящее чувство? И бывает ли вообще любовь без самообмана? Или, точнее, сможет ли она без этих иллюзий прожить долго? А когда всё проходит, что остаётся с нами – настоящее или придуманное, созданное нашим воображением? Так и оказывается, что за кажущимся примитивизмом, в рукаве у драматурга с режиссёром спрятаны вполне серьезные вопросы.

Рецензия на спектакль «Иллюзии», МХТ им. А.П. Чехова. Еще раз про любовь

Виктор Рыжаков давно ставит пьесы Вырыпаева. Когда-то давно «Кислород» и «Июль» были обязательным пунктом в адженде столичных театралов, в МХТ по-прежнему не достать билетов на «Пьяных», а прошлой зимой все только и говорили про «Солнечную линию» в ЦИМе. Почему их тандем успешен и интересен вполне искушённому, я бы сказала даже «закормленному» московскому зрителю? В одном из интервью Виктор Рыжаков заметил:

Если человек пришел в театр, с ним обязательно должно произойти превращение. Здесь он от чего-то освобождается, становится более счастливым, или у него перестает что-то болеть, или, наоборот, начинает болеть, но уже по-другому или про другое — но обязательно болеть.

Видимо, эти двое, драматург и режиссёр, знают секрет такого превращения, и «Иллюзии» не исключение.


И неважно, сколько вам лет, что вы думаете про отношения, семью и любовь, эта четверка на сцене всё равно не оставит вам шанса уйти без эмоций. Можно просто хорошо провести время, посмеяться и насладиться игрой хороших актеров. А можно выйти и поверить словам Рыжакова про театр, который делает «нас самих совершеннее, что ли, чувствительнее к этому миру».

Постановка и сценография Виктор Рыжаков

Видеография Владимир Гусев

Художник по костюмам Ольга Никитина

Художник по свету Тимур Саитов

Хореограф Олег Глушков

Помощник режиссёра Ольга Липская

В спектакле принимают участие:

Дмитрий Брусникин, Игорь Золотовицкий, Светлана Иванова-Сергеева, Янина Колесниченко

Продолжительность: 1 час 35 минут

Площадка: МХТ им.Чехова

Оцените статью