Рецензия на спектакль «Дневник Анны Франк»,театр им. Е.Вахтангова. Взаперти

Рецензия на спектакль «Дневник Анны Франк»,театр им. Е.Вахтангова. Взаперти

О «Дневнике Анны Франк» написано и сказано очень много. Мировой театр и кинематограф обращался к дневнику несчетное количество раз. Перед режиссером стоит сложнейшая задача как можно бережнее рассказать историю маленькой еврейской девочки и ее семьи, прячущихся от нацистов в оккупированном городе. Екатерина Симонова при поддержке Римаса Туминаса очень аккуратно прошла по этому тончайшему льду, ни разу не оступившись. 

Рецензия на спектакль «Дневник Анны Франк»,театр им. Е.Вахтангова. Взаперти

Амфитеатр симоновской сцены идеально вписался в историю заточения. Художник Владимир Круглов отметил, что если бы нужно было делать другую декорацию к этому спектаклю, он бы просто перенес этот зал целиком на другую площадку. Действительно, камерность и глубина пространства амфитеатра очень похожа на маленькую мансарду бывшей конторы господина Франка, где вынуждена была прятаться его семья. В самом начале спектакля господин Франк (Олег Форостенко) открывает старенький чемоданчик и раздает всем персонажам шерстяные носки. Не знаю почему, но эти носки сразу все объясняют. Вот такая теперь будет жизнь, беззвучная, но все же жизнь. 

Рецензия на спектакль «Дневник Анны Франк»,театр им. Е.Вахтангова. Взаперти

Не только носки, но и все костюмы и грим героев (гример Ольга Калявина) вплоть до мельчайших деталей – говорящие. Прически женщин, старающихся выглядеть хорошо даже в таких обстоятельствах. Туфельки на каблуках, которые они надевают вечером, когда уже разрешены звуки. Нарядные кофточки, сережки… все то, что олицетворяет обычную жизнь, до войны. Желание хоть как-то отгородится, забыть, представить, что всего этого кошмара не существует. Красная помада госпожи Ван Даан (Мария Шастина) практически как отдельный персонаж спектакля, как и ее роскошная шуба. Все эти вещи из прошлой, счастливой и благополучной жизни, как якорь, удерживающий их в определенном времени и не дающий сорваться в полное отчаяние.

Рецензия на спектакль «Дневник Анны Франк»,театр им. Е.Вахтангова. Взаперти

Костюм Мип Гиз (Наталия Масич) – строгая юбка, пиджак, туфли на невысоком каблуке – как броня. Голландка, рискующая собственной жизнью и прячущая еврейскую семью и должна быть одета в броню. Ничего не выражающий и не вызывающий никаких эмоций безликий образ, защищает от подозрений ее и ее подопечных.

Рецензия на спектакль «Дневник Анны Франк»,театр им. Е.Вахтангова. Взаперти

Вот в таких образах и обстоятельствах и существуют две семьи – Франков и Ван Даанов. Две женщины, двое мужчин и три подростка. Разные люди, вынужденные существовать в замкнутом пространстве в условиях жестких ограничений. Нельзя издавать никаких звуков в течении дня, нельзя пользоваться водопроводом, нельзя, нельзя, нельзя…. Это тяжело для взрослого человека, а каково ребенку? Как справиться с бушующей внутри энергией? Анна Франк в исполнении Марии Риваль как раз такая – шебутная веселая девчонка, с неуемной энергией и фантазией, радость для всех в обычной жизни, и проблема в жизни изолированной.  Ее энергии хватит на всех, но особенно достается спокойной и рассудительной сестре Марго (Ася Домская) и замкнутому мальчику Питеру Ван Даану (Константин Белошапка). 

Рецензия на спектакль «Дневник Анны Франк»,театр им. Е.Вахтангова. Взаперти

Неожиданно, к этим, уже вроде бы привыкшим друг к другу семьям добавляется еще один человек – господин Дуссел (Владислав Демченко). Человек с отвратительным характером, ипохондрик и параноик, противный до невозможности. Появление этого персонажа становится толчком и зритель до конца осознает весь ужас происходящего. До этого момента мы видели на сцене войну, несчастных людей, детей, лишенных будущего, великую трагедию человечества. С появлением Дуссела, зритель чувствует, что оказался запертым в карцере с чудовищем, один на один. Некуда бежать, негде спрятаться, убить нельзя, и сроки заточения неизвестны. Две несчастные семьи, пытающиеся сохранять хорошие отношения и хотя бы видимость нормальной жизни, вынуждены потратить остатки своих душевных сил на абсолютно отвратительного, чуждого, ненужного и просто навязанного им человека.

Рецензия на спектакль «Дневник Анны Франк»,театр им. Е.Вахтангова. Взаперти

Но они все же стараются не падать духом и даже отмечают Хануку. Неугомонная Анна каким-то чудом умудряется приготовить всем подарки. И будут свечи, музыка и танцы. Музыкальный ряд спектакля, созданный Фаустасом Латенасом, по словам режиссера, подбирался совместно всем коллективом. Каждый аккорд должен был соответствовать произносимому в этот момент тексту, дополнять его. Музыка и танец – символы настоящей, но потерянной жизни, символы любви и отчаяния, и надежды…

Рецензия на спектакль «Дневник Анны Франк»,театр им. Е.Вахтангова. Взаперти

Спектакли о войне, в большинстве своем, это открытая трагедия, со слезами и жесткими проявлениями эмоций, с попытками выбить зрителя из колеи, заставить его чувствовать.


Екатерина Симонова создала нежный, трепетный и плавный спектакль, в первую очередь, о человеке. О человеческой душе. О любви. Как сохранить в себе благородство и достоинство, как найти силы жить в не зависящих от тебя трагических обстоятельствах, как не потерять уважение и любовь к людям и самому себе.

Режиссёр – Екатерина Симонова

Руководитель постановки – Римас Туминас

Автор сценической версии и режиссер – Екатерина Симонова

Сценография и костюмы – Владимир Круглов

Музыка – Фаустас Латенас

Художник по свету – Сергей Мясников

Художник-гример – Ольга Калявина

Звукорежиссер – Екатерина Волкова

Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова

В ролях:

Наталья Масич, Олег Форостенко, Вера Новикова, Ася Домская, Мария Риваль, Рубен Симонов, Мария Шастина, Константин Белошапка, Владислав Демченко

Фото: Мария Никифорова 

Оцените статью