«Аудиенция» – пьеса британского драматурга и сценариста Питера Моргана, поставленная в 2013 году в лондонском театре Гилгуд, где главную роль сыграла Хелен Миррен. Сюжет пьесы строится вокруг еженедельных аудиенций, которые дает королева Елизавета II премьер-министрам Великобритании с момента ее вступления на престол в 1952 году и до настоящего времени.
Когда у Глеба Панфилова возникла идея поставить эту пьесу в России, Питер Морган специально приехал в Москву чтобы познакомиться с предполагаемой исполнительницей роли Елизаветы II. Британский драматург увидел Инну Михайловну Чурикову в роли королевы Алиеноры в «Аквитанской львице», был поражен и восхищен и дал добро на постановку, особо отметив в договоре, что королеву должна играть только Инна Чурикова.
Текст пьесы был значительно переработан самим автором согласно недавно происходящим в мире событиям. Особенно много внимания в российской версии постановки уделено российско-британским отношениям, тогда как в британской версии единственное упоминание о России было в словах королевы: «Русский царь считал, что в Шотландии гораздо холоднее, чем в Сибири». Королева беседует с Черчиллем о Сталине, с Маргарет Тэтчер о Горбачеве и перестройке, с Дэвидом Кэмероном об Украине. Особенность пьесы и спектакля в том, что, с одной стороны, зритель должен быть хотя бы мало-мальски осведомлен об истории и событиях международной политики, а с другой стороны – сам спектакль и есть краткий экскурс в ту самую международную политику.
Сценография (Нина Кобиашвили) и костюмы (Виктория Севрюкова) заслуживают отдельной статьи. Трудно представить, сколько людей скурпулезно работали и так подробно воссоздали интерьеры Букингемского дворца. Британское величие и простота исследованы художниками тщательнейшим образом, не упущена ни одна деталь.
Высокие колонны, роскошная лепнина, люстры с тонко выполненными деталями и даже знаменитый балкон дворца с видом на позолоченный памятник королеве Виктории. Спектакль начинается с появления на сцене Конюшего, в превосходном исполнении Владимира Ерёмина, который подробно описывает нам комнату для аудиенций: «Вот стол-бюро Чиппендейл, 4 картины в позолоченных рамках: две – кисти Каналетто, две – Гейнсборо. В центре комнаты 2 стула работы Франсуа Эрве 1826 года. Их оригинальный цвет – бургунди, но Королева Мэри попросила поменять обивку на более оптимистичную жёлтую из шёлка-дюпон. Однако этот цвет быстро пачкался и его приходилось обновлять несколько раз. Согласно хозяйственным записям, последний раз обивка освежалась 13 января 1995 года». Конюший фактически церемониймейстер, объявляющий персонажей, сообщающий минимально необходимые о них сведения, дающий исторические справки.
В спектакле есть настоящие королевские гвардейцы с шапками из медвежьих шкур, шотландский волынщик, даже собаки породы корги, как у Елизаветы II. Драгоценности для спектакля изготовлены поставщиком британского королевского двора GARRARD. А массивную и богато инкрустированную камнями корону для коронации изготовили в России по образцам оригинала.
Некоторые костюмы были выполнены непосредственно в Англии фирмой Angels Costumes, где шились наряды для британской постановки спектакля, а главную жемчужину королевского гардероба – коронационное платье расшивали в Петербурге в мастерской «Пчела и Шнип».
На мой взгляд, несколько выбивается из всего этого великолепия видеопроекция в начале спектакля, призванная перенести нас в Великобританию, а также панорама шотландских пейзажей во втором акте, когда королева дает аудиенцию в своей шотландской резиденции – Замке Балморал. Может быть потому, что в моем сознании «дворец» и «королева» ну очень далекие от современных технологий понятия.
Действие спектакля не следует хронологическому порядку, год аудиенции сообщает зрителю все тот же Конюший. Между сценами обсуждения политических ситуаций, королева предстает совсем юной девушкой, почти девочкой (Елизавета Пинегина/Анна Манакина). Сцены из детства напоминают зрителю о том, что королева, по сути, обычный живой человек. Она танцует, смеется, печалится, гуляет с няней, но постепенно осознает свое предназначение. Иногда юная Елизавета находится на сцене одновременно с Елизаветой взрослой, они беседуют, обмениваются мыслями и обращаются к Богу.
Становление Елизаветы, как монарха, прослеживается и в беседах с премьер-министрами. Где-то она еще совсем неопытна и смущена, как в беседе с Черчиллем (Михаил Горевой), где-то уже умудренный опытом и закаленный политик, как в разговоре с Дэвидом Кэмероном (Олег Масленников-Войтов), а где-то великий манипулятор, как в сцене с Маргарет Тэтчер (Вера Воронкова).
Мне, как человеку, далекому от политики и знающему совсем немного о жизни монархов, стало страшно жаль Елизавету. Ведь по сути, аудиенции – просто спектакль, так как все эти премьер-министры имеют больше полномочий, чем королева. И ее единственная возможность на что-то повлиять – быть одновременно величайшей актрисой и столь же величайшим психологом. И при этом, за всей внешней истинно английской сдержанностью скрывается обычный человек, обычная женщина, обреченная всю жизнь прожить в жесточайших рамках придворных и политических ограничений.
Вы, наверное, удивляетесь, где же, собственно, слова о великой Инне Михайловне Чуриковой? Их нет. Я действительно упорно пыталась их найти, но все они казались мне недостаточными и недостойными Инны Чуриковой – истинной Королевы.
Режиссер-постановщик: Глеб Панфилов
Роли исполняют:
Инна Чурикова, Елизавета Пинегина, Анна Манакина, Михаил Горевой, Сергей Колесников, Сергей Пинегин, Андрей Харитонов, Галина Тюнина, Вера Воронкова, Анатолий Лобоцкий, Сергей Пиотровский, Евгений Бойцов, Денис Бондаренко, Тимур Еремеев, Игорь Коняхин, Олег Масленников-Войтов, Владимир Еремин, Елена Степанова, Светлана Чуйкина ,Владимир Лазерсон, Глеб Гервассиев, Игорь Коняхин, Данила Дробиков, Виктор Долгий, Константин Шпаков, Владимир Буланов, Иван Шинкарев