Рецензия на оперу «Пряничный домик, или Гензель и Гретель», Новая опера. Путешествие в волшебный лес

Рецензия на оперу «Пряничный домик, или Гензель и Гретель», Новая опера. Путешествие в волшебный лес

Можете не верить, но эта постановка в «Новой опере» – настоящий подарок и детям, и их родителям. Даже если среди последних есть опероманы, порядком уставшие ждать ярких московских премьер и хороших составов. Редкий случай, когда можно слушать и смотреть без всяких оговорок и допущений и в любом возрасте. В афише заявлено про оперу в двух действиях «для детей и не только» – и это чистая правда. Рождественская история братьев Гримм про брата с сестрой, отправившихся ночью в сказочный лес, повстречав там ведьму из Пряничного домика (Knusper Hexe) и благополучно вернувшихся домой, превращается в яркую музыкальную сказку для детей и философскую притчу (не менее музыкальную) для взрослых.

Рецензия на оперу «Пряничный домик, или Гензель и Гретель», Новая опера. Путешествие в волшебный лес

Русский перевод либретто выполнен Екатериной Поспеловой и Ольгой Прохоровой – и этот текст просится в отдельную книгу, на полку рядом с историями про Плиха и Плюха, Макса и Морица (да и Лир с ОБЭРИУтами были бы не против).

Рецензия на оперу «Пряничный домик, или Гензель и Гретель», Новая опера. Путешествие в волшебный лес

Опера Хумпердинка – действительно, как утверждают многие авторитетные музыковеды и музыканты (в том числе и музыкальный руководитель постановки, дирижёр Андрей Лебедев) – полифонична, гармонична и даже впервые слушается так, будто знаешь её с детства. Это ещё и удачный пример перехода между эпохами – Хумпердинк был ассистентом Вагнера и учителем Курта Вайля. Здесь угадывается и вагнеровская мощь, и романтизм, и партитура, свойственная уже ХХ веку. При этом «Пряничный домик» требует серьезного, совсем недетского, подхода к исполнению вокальных партий. И, о чудо, тут тоже всё сложилось: Кристина Бикмаева (Гретель), Анна Синицына (Гензель), Дмитрий Орлов и Наталья Креслина в образах колоритных родителей – все они отлично справляются со своими партиями, не давая повода подумать, что к репертуару для детей в «Новой» относятся по остаточному принципу.

Рецензия на оперу «Пряничный домик, или Гензель и Гретель», Новая опера. Путешествие в волшебный лес

Отдельно, разумеется, про Ведьму – она самая яркая звезда этой рождественской сказки! Дмитрий Пьянов влюбляет в себя сразу весь зал (что характерно, дети его не боятся, а с восторгом ждут конфет и вызывают на бис). Стопроцентное попадание и сочетание – и голоса, и драматического таланта. Про ведьмовской наряд не расскажу – это надо видеть, но привет Жан-Полю Готье, Мадонне и закону всемирного тяготения нельзя не оценить.

Рецензия на оперу «Пряничный домик, или Гензель и Гретель», Новая опера. Путешествие в волшебный лес

Как всегда у «Новой оперы» к детским спектаклям отличная программка, за неё хватаются все и сразу и потом ещё долго рассматривают всей семьёй. Здесь и взрослым есть что почитать – с обратной стороны напечатаны размышления «главных виновных» в появлении «Домика» на московской сцене. В контексте увиденного особенно запоминаются слова режиссера спектакля, Екатерины Одеговой, о визуальном аспекте и диджитализации современного театра. Как бы сейчас все не уходили в эту сторону, фокус в результате всё равно смещается к традиционным основам – к смыслу и метафоричности. Не показать, а донести, дать задуматься, а не засмотреться.

Рецензия на оперу «Пряничный домик, или Гензель и Гретель», Новая опера. Путешествие в волшебный лес

«Пряничный домик», безусловно, построен на метафорах – как в изначальном замысле композитора, так и в этой конкретной постановке. Но не засмотреться здесь не получится: декорации волшебного леса, сказочные персонажи, костюмы – давно я не видела столько уместных цитат и юмора, заложенных в сценографии и образах (художники Этель Йошпа и Анна Кострикова). Все странные яркие существа – это же реальные и понятные каждому ребёнку страхи, фантазии, персонажи, существующие у него в воображении и снах. Они живут рядом, сопровождают в пути к взрослой жизни, незаметно исчезают и даже стираются из памяти – но вот увидели взрослые этих человечков и вспомнили – каждый про свой волшебный лес и своё опасное путешествие, неважно куда. Тревожная Мать проносится с коляской с бешеной скоростью, пританцовывают странные сиамские близнецы-грибы, дефилирует грустный синий Козёл, рассекает воздух полосатый гламурный лыжник, машет крыльями Старый ангел. А потом приходит Волк и хватает за бочок Русалку, унося ёё, как водится, под ракитовый кусток. И вот среди этого всего завораживающего и таинственного великолепия пробираются Гензель и Гретель. Мама рассердилась и прогнала, и что теперь делать – непонятно. Понятно только, что пряничная сахарная избушка превратится в устрашающий домик ведьмы или Бабы-яги. Но наступит утро (тема просыпающегося леса одинаково прекрасно звучит и в музыке Хумпердинка, и в постановке Одеговой), ведьма будет побеждена, а родители найдут своих детей. Рождественская оперная сказка со счастливым концом. Совсем не простая по заложенных в ней автором смыслах и религиозному подтексту и такая многомерная, яркая и искрящаяся (идеями, образами, красками) в данном сценическом воплощении.

Рецензия на оперу «Пряничный домик, или Гензель и Гретель», Новая опера. Путешествие в волшебный лес

Про детей (не сказочных, а самых настоящих, в зале). Осмелюсь утверждать, что спектакль понравится абсолютно всем возрастам. Несмотря на то, что «Пряничный домик» – классический вариант оперы и там нет речитативов, танцев или драматургических вставок. Мой четырёхлетний сын только первые 10 минут (увертюра и вступление) спрашивал: «Когда всё интересное начнётся?». Потом спрашивать перестал и, не отрываясь, смотрел на сцену и первым бежал в зал после антракта. После того, как ему досталась огромная бутафорская конфета из рук самой пряничной Ведьмы, – всё, теперь все дома слушают рассказы про «оперу, на которую мы ходили и пойдём ещё». Другой сын, первоклассник, отличающийся хорошим слухом и не слишком большой любовью к оперному жанру (проверено на практике), весь оставшийся вечер перебирал в памяти загадочных персонажей волшебного леса и пытался напевать мелодии арий. Я приготовилась было услышать скептические замечания, но их не было, вообще. Такая же реакция была у него на другую постановку «Новой оперы» – фантазию М.Равеля «Дитя и волшебство» – она столь же заслуживает зрительского внимания и всяческих похвал (но, к сожалению, очень редко появляется в репертуаре).


В «Пряничном домике» так много взрослого и так много детского, что два часа пролетают незаметно и с удовольствием – от музыки, игры, вокала, сценографии. Так хорошо, что хочется сразу же повторить это, честное слово!

Либретто: Адельхайд Ветте

Русский текст: Екатерина Поспелова, Ольга Прохорова

Музыкальный руководитель: Андрей Лебедев

Дирижеры: Александр Жиленков, Андрей Лебедев

Режиссер: Екатерина Одегова

Художники: Этель Иошпа, Анна Кострикова

Хормейстер: Юлия Сенюкова

Свет: Тимофей Ермолин

Драматург: Михаил Мугинштейн

Исполняется на русском языке, возрастных ограничений нет (0+)

Место: Новая опера

Продолжительность: 2 часа 15 минут​

Оцените статью