Рецензия на оперу «Мадам Баттерфляй», театр «Новая опера». Американская мечта

Рецензия на оперу «Мадам Баттерфляй», театр «Новая опера». Американская мечта

Американский флаг на занавесе, огромные буквы «JOY» («радость») на сцене, тележка из супермаркета, сумки-холодильники, праздничные надувные шары, домик Барби… В атмосферу поп-арта погружает зрителей постановка «Мадам Баттерфляй» в Новой опере. История о любви японской гейши к американскому лейтенанту рассказана с дистанции нашего времени, и место действия здесь – переживший американскую ядерную бомбардировку японский город Нагасаки – показан как пример столкновения двух миров: западного и восточного.

Рецензия на оперу «Мадам Баттерфляй», театр «Новая опера». Американская мечта

Оперу «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини написал в период непрестанных творческих поисков, вдохновившись пьесой американского драматурга Дэвида Беласко по мотивам новеллы другого американца Джона Л. Лонга. Премьера оперы состоялась в миланском «Ла Скала» в 1904 году и провалилась. Пуччини немного переработал и сократил оперу, и спустя несколько месяцев она уже имела успех у зрителей. Более, чем за век «Мадам Баттерфляй» стала одной из самых популярных опер, входящих в репертуар оперных театров мира. В России первая постановка состоялась в 1908 году в Петербурге, в Театре консерватории её представила антреприза Труффи.

Рецензия на оперу «Мадам Баттерфляй», театр «Новая опера». Американская мечта

Музыка Пуччини – чувственная, лиричная, яркая. Для композитора важно оставлять гибкость формы и стилистическое совершенство. Он – великий мастер драматической атмосферы и создания образов: обязательно расставлены акценты на раскрытии души героя через музыку, поэтому сюжет нежно обрамляется в мелодию, и они плывут вместе по течению. В опере «Мадам Баттерфляй» композитор использовал японские напевы, необычные сочетания звуков, которые делают её  особенной. В исполнении оркестра под руководством Яна Латама-Кёнинга в музыке ярчайше выделяются контрасты: чувственная драма переплетается с тончайшим пианиссимо.

Рецензия на оперу «Мадам Баттерфляй», театр «Новая опера». Американская мечта

Итак, американский лейтенант Пинкертон арендует дом под Нагасаки и женится на гейше Чио-Чио-сан, известной под именем Баттерфляй. Их жилище похоже на только что отремонтированный бункер-бомбоубежище, ещё не унесли банку с краской и выделяются изолированные провода, там ничего нет. Постепенно пространство заполняется людьми и вещами. На свадьбе героев чётко виден контраст между кроткими японскими девушками в кимоно с зонтиками и фонариками и улыбающимися американцами – женихом и приглашённым консулом Шарплесом. Очень противоположны внешне и главные герои – тонкая-звонкая Чио-Чио-сан и крепкий отталкивающий Пинкертон.

Рецензия на оперу «Мадам Баттерфляй», театр «Новая опера». Американская мечта

Понятно, что для жениха этот брачный союз лишь игра, и на его родине он не имеет юридической силы. Но для Чио-Чио-сан происходящее серьёзно. Горячо влюблённая в Пинкертона, она приняла христианство, чем навлекла на себя проклятие рода. Но она счастлива с любимым, а его отъезд на три года ничуть не охлаждает её чувств, рождение ребёнка их только усиливает.

Рецензия на оперу «Мадам Баттерфляй», театр «Новая опера». Американская мечта

За эти три года Чио-Чио-сан стала совсем другой. Она сменила уже не только веру, но внешний вид и образ жизни. Кимоно заменил вытянутый американский спортивный костюм, на голове – парик как у Барби, спальня её сына – словно кукольный домик, в гостиной растянут флаг США, во всём намёк на позитив, и гигантские буквы «JOY» сами уже встали посреди дома. Но «JOY» никак не наступает – Чио-Чио-сан лишь живёт своей американской мечтой о светлом будущем, а Пинкертон никак не возвращается.

Рецензия на оперу «Мадам Баттерфляй», театр «Новая опера». Американская мечта

Мечту разбивает зашедший в порт корабль «Авраам Линкольн». Прибывший Пинкертон заявляется к Чио-Чио-сан в компании подгулявших матросов и законной американской супруги в ярко-красном вызывающем кожаном костюме, намекающем на распущенность нравов западной культуры и одновременно отсылающем к стереотипным супергероям из американского кино. Прибывшая чета хочет забрать сына у Чио-Чио-сан, уверяя, что воспитание в самой развитой стране мира будет ему только на пользу. Чио-Чио-сан сталкивается с жестокой реальностью западной цивилизации и не находит ничего лучше, чем вернуться к истокам и покончить с собой по правилам восточного ритуала, сделав харакири. 

Рецензия на оперу «Мадам Баттерфляй», театр «Новая опера». Американская мечта

Свою роль прекрасно в спектакле играет видеопроекция. Благодаря техническим средствам удалось передать и тишину японского сада, и гул шумных улиц, и ужас Второй мировой войны. В музыкальном оформлении спектакля проскальзывают нотки американского гимна, поддерживая общую тему постановки. В исполнении арий чувствуются внутренние состояния героев – влюблённость главных героев, гнев дяди невесты Бонзы, опасения и здравый смысл Шарплеса, скорбь служанки Сузуки, надежды и покорность судьбе Чио-Чио-сан и её решимость накануне самоубийства. Музыкальный коллектив под руководством маэстро Яна Латама-Кёнига ярко и выразительно исполняет произведение. Оркестровое вступление во втором акте предрекает нервозность и трагическую развязку, а финальные аккорды ставят жирную точку в этой истории. 

 

Музыкальный руководитель и дирижёр: Ян Латам-Кёниг

Дирижёры-постановщики: Ян Латам-Кёниг, Евгений Самойлов

Режиссёр: Денис Азаров

Художник: Алексей Трегубов

Художник по костюмам: Павел Каплевич

Хормейстер: Юлия Сенюкова

Свет: Сергей Скорнецкий

Исполнители:

Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан) – Светлана Касьян / Елизавета Соина

Сузуки – Анастасия Бибичева

Пинкертон – Хачатур Бадалян / Михаил Губский

Шарплес – Илья Кузьмин / Артём Гарнов

Горо – Максим Остроухов / Антон Бочкарёв

Принц Ямадори – Александр Попов

Бонза – Виталий Ефанов

Кэт Пинкертон – Анна Синицына / Ирина Ромишевская

Комиссар – Сергей Шеремет

Место: Московский театр Новая опера им. Е.В. Колобова

Продолжительность: 2 часа 40 минут

Оцените статью