Рецензия на оперу «Лючия ди Ламмермур», Новая Опера. Бельканто в алом

Рецензия на оперу «Лючия ди Ламмермур», Новая Опера. Бельканто в алом

Эту оперу Г. Доницетти хочется слушать бесконечно. Не нужно обладать академическими музыкальными знаниями или быть оперным фанатом. Сразу, буквально с увертюры вас захватывает невероятная красота музыки, сочетание глубокой лиричности и ярких драматических тем.

Рецензия на оперу «Лючия ди Ламмермур», Новая Опера. Бельканто в алом

«Обычные» будни средневековой Шотландии – кровная месть, междоусобные войны, власть, кровь… Конечно, в рифму напрашивается и любовь, но ей здесь не место. Либретто, написанное по роману Вальтера Скотта, погружает нас в жестокий мир, где несчастная Лючия мечется между своей любовью к врагу семьи Эдгардо Равенсвуду и родственными узами (брат, заставляющий подписать брачный договор – он не злодей, но сестра для него лишь пешка в сословной игре). В конце, как водится, Лючия сходит с ума и умирает, а Эдгардо следует за ней, чтобы наконец обрести счастье где-то на небесах.

Рецензия на оперу «Лючия ди Ламмермур», Новая Опера. Бельканто в алом

Г. Доницетти сумел это передать так, что кровь действительно стынет и сердце рвётся на части каждый раз, когда оказываешься в стенах ламмермурского замка. Добавьте сюда арии, уже почти два века считающиеся одной из вершин бельканто – и становится понятна популярность «Лючии» на мировых подмостках.

Рецензия на оперу «Лючия ди Ламмермур», Новая Опера. Бельканто в алом

Постановку Ханса-Йоахима Фрая (несколько лет назад он поставил в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского «Ариадну на Наксосе» Р.Штрауса) можно обозначить как классическую и костюмную. Но не всё так просто. Контраст минималистичного решения сценического пространстваи ярких костюмов (Петр Окунев) не отвлекает от музыки, не перетягивает на себя зрительское внимание, но очень точно погружает в атмосферу спектакля. Только три цвета – алый, золотой и мрачный серый, только тёмные стены и огромные готические двери, но этого оказывается вполне достаточно. Вы придёте за средневековой трагедией – и вы её получите.

Рецензия на оперу «Лючия ди Ламмермур», Новая Опера. Бельканто в алом

Но теперь о том, чего не хватило. Хор «Новой Оперы» заслуженно многие считают лучшим среди московских музыкальных театров. Впервые, именно в «Лючии» я хора «не услышала», он практически сразу потерялся и, увы, так и не зазвучал. С чем связан этот эффект, сказать сложно, учитывая, что оркестр под управлением Яна Латам-Кёнинга обычно очень органично сочетается с происходящим на сцене.

Рецензия на оперу «Лючия ди Ламмермур», Новая Опера. Бельканто в алом

Впрочем, вокальная часть оперы держится, прежде всего, на исполнительнице главной партии. Да, сравнения с Хиблой Герзмава, солирующей уже много лет в постановке МАМТа, не избежать. Но Лючия у Ирины Костиной, на мой взгляд, получилась и звучит достойно (иногда даже кажется, что она «вытягивает» всё и всех, включая уже упомянутый хор).

Рецензия на оперу «Лючия ди Ламмермур», Новая Опера. Бельканто в алом

Подводя итог, скажу, что эта постановка не стала каким-то ярким открытием и откровением по части режиссуры, но это вариант хорошей, тщательной работы с музыкальным материалом, удачного визуального решения и ещё одна возможность послушать шедевр Доницетти.


Несколько фактов о «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти:

– Ария Лючии «Il dolce suono» стала современным хитом благодаря «Пятому элементу» Люка Бессона. Именно её исполняет оперная дива Плавалагуна в этом фильме.

 – Гаэтано Доницетти за свою жизнь написал около 70 опер, но на мировых сценах чаще всего ставят 3 из них: «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток» и «Дон Паскуале».

– Опера считается одним из шедевров бельканто. Сам этот термин дословно обозначает «красивое пение». Эта техника пения, предполагающая плавность звуковых переходов, ровность и легкость звуковедения. Оперы бельканто – это постановки, в которых главное место отводится солистам.

– Роман Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста», положенный в основу либретто оперы, был написан на основе реальных событий в Шотландии во времена королевы Анны (начало XVIII века).

 

Музыкальный руководитель: Ян Латам-Кёниг

Дирижеры: Ян Латам-Кёниг, Дмитрий Волосников, Юрий Медяник

Режиссер: Ханс-Йоахим Фрай 

Сценография и костюмы: Пётр Окунев

Свет: Айвар Салихов

Хормейстер: Юлия Сенюкова

Исполнители

Место: Новая Опера

Исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами

Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут (с одним антрактом)

Фото: Даниил Кочетков

Оцените статью