Рецензия на оперу «Трубадур» Дж.Верди, театр «Новая опера». Кровные узы, кровавые страсти

Рецензия на оперу «Трубадур» Дж.Верди, театр «Новая опера». Кровные узы, кровавые страсти

В этой опере есть все традиционные составляющие оперного наследия великого Верди: сюжет по запутанности и переплетению родственных связей не уступает Болливуду, финал с неизменным «все умерли», партитура – праздник для ушей меломана и прекрасная возможность вокалистам показать, на что они способны.

Рецензия на оперу «Трубадур» Дж.Верди, театр «Новая опера». Кровные узы, кровавые страсти

Василий Ладюк в партии Графа ди Луна. Фото – Д.Кочетков

В «Новой опере» Верди любят, стараются ставить его по-разному. «Трубадур» появился в репертуаре в 2012 году, постановка Марко Гандини традиционная, костюмная, с цыганским хором и сражениями. Иногда даже кажется, что самое интересное здесь – сценическое пространство. Но все-таки в «Трубадуре» есть кого слушать. Хороший ансамбль вокалистов, причём в любом составе. В этот раз отлично звучали Василий Ладюк (Граф ли Луна), более того, многие специально шли «на Ладюка», Ирина Морева (Леонора), Михаил Губский (Манрико). Анастасия Бибичева восхищает исполнением партии Азучены – так глубоко, чувственно и мастерски с технической точки зрения. Хор и оркестр под управлением Василия Валитова добавляют красоты.

Рецензия на оперу «Трубадур» Дж.Верди, театр «Новая опера». Кровные узы, кровавые страсти

Ирина Морева в партии Леоноры. Фото – Д.Кочетков

Не так однозначно можно сказать про костюмы (С.Морезе): что-то кажется вторичным, даже к другим постановкам этого театра, что-то вызывает ощущение лёгкого диссонанса. Но, возможно, отвлекаясь на странности костюмов, зрители перестают разгадывать хитросплетения сюжета и уходят с головой в музыку. Впрочем, вопросы к костюмам компенсирует сценография и работа со световыми проекциями (И.Грасси). Минимализм, монохром и машинерия оставляют в ощущениях гораздо больше, чем ожидаешь.

Рецензия на оперу «Трубадур» Дж.Верди, театр «Новая опера». Кровные узы, кровавые страсти

Михаил Губский в партии Манрико. Фото – Д.Кочетков

Итак, почему на «Трубадура» можно (или даже нужно) идти?

Это история о конфликте благородного графа и бродячего цыгана Манрико, которые в финале окажутся родными братьями. Без женщины, разумеется, не обошлось. Оба героя сражаются за сердце прекрасной Леоноры. Точнее, сражается один только граф ди Луна, сердце красавицы отдано трубадуру. Хэппи-энда не будет, зритель остаётся в этом море трупов, оглушенный накалом страстей, вложенных в гениальную вердиевскую музыку. Опера написана композитором сразу после «Риголетто» и перед «Травиатой», в 1853 году. Говорят, что многие театры отказываются ставить «Трубадура», хотя и очень хотят: слишком сложные вокальные партии и сюжет. При этом, опера чрезвычайно популярна, во многом благодаря легко узнаваемым и выразительным ариям и хоровым мелодиям. Да и сюжет, в основе которого трагедия родных братьев, убивающих друг друга, трагедия победы зла и мести над любовью актуален, увы, в любые времена. Верди поразительно точно раскрывает в музыке характер каждого персонажа: можно закрыв глаза и вовсе не читая либретто угадать, кто перед нами – чувственная Леонора, бесстрашный и мятущийся Манрико, обуреваемая жаждой мести и любовью к сыну Азучена…

Рецензия на оперу «Трубадур» Дж.Верди, театр «Новая опера». Кровные узы, кровавые страсти

Сцена из спектакля. Анастасия Бибичева в партии Азучены. Фото – Д.Кочетков

«Трубадур» в «Новой опере» не оставит равнодушными поклонников традиционных постановок, но и бегущих прочь от «классической классики» он может заинтересовать хотя бы своими попытками уйти от нафталина. Получилось это или нет – каждый решит сам, да и не каждому это нужно. А вот Верди нужен точно, всем и всегда.

Оцените статью