В 20-е годы ХХ века Фрэнсис Фицджеральд оказался в роли кумира американской молодежи, его книги обожало целое «джазовое поколение». Его самого критики величали как «дитя джаза» (по названию его первой книги «Рассказы джазового века»). В 20-е годы он очень много писал, работал, что называется, на износ.
Еще будучи старшеклассником, Фрэнсис Фицджеральд мечтал стать автором великих произведений. Учась в школе, он писал стихи, рассказы и пьесы, но его раннее творчество не обладало высокой художественной силой.
Свой первый роман писатель закончил во время службы в армии (штат Алабама), однако первый опыт романиста для Фицджеральда также оказался неудачным. Его роман с насмешкой отвергли все издатели, а любимая девушка, которой он сделал предложение руки и сердца, отказалась выйти за него замуж.
Однако Фрэнсис и не думал сдаваться.
После повсеместных отказов он, конечно, напился, но по пробуждению из пьяного забыться понял, что ему нужно делать. Он принялся за переделку романа, и в 1920 году его первое крупное литературное произведение вышло в свет под шум восторженных читательских аплодисментов.
С этого дня творческая жизнь писателя пошла в гору, гонорары за роман были такими огромными, что в одночасье Фрэнсис стал одним из самых богатых авторов Америки. Девушка, отказавшаяся когда-то выйти за него замуж, вдруг поняла, кого она потеряла, и поспешила сказать ему «да». В течение 6 лет после взлета Фицджеральд не только сорил деньгами, вытворял всякие глупости вместе с молодой женой и шокировал своими выходками американских обывателей, но и работал, работал, работал. Днями он развлекался, ночами создавал свои литературные шедевры.
За эти безумные 6 лет у него вышли 3 сборника новелл, 1 пьеса и 2 романа, а также многочисленные рассказы для журналов. Его физические силы быстро иссякали, а талант, как оказалось, начал куда-то испаряться.
В 1924 году молодая чета Фицджеральд в числе многих американских писателей, художников того времени, которые покидали свою страну, перебралась в Европу, надеясь там более плодотворно пережить период особенно активного вброса в массовое сознание политики денег в Америке. Никто из них не видел в подобном бегстве ничего позорного. И хотя Европа того времени едва начинала оживать после войны, она все же принимала в свои пределы блудных детей богатевшей Америки. Например, в Париже начала ХХ века можно было запросто столкнуться в литературных кафе с Э. Хемингуэем, У. Фолкнером, Т. Элиотом и с другими, менее заметными, американскими литераторами.
Много позднее сам
Роман был опубликован автором в 1934 году. В его основу легла личная драма писателя — душевная болезнь его любимой жены. Из истории ее болезни он черпал физиологические особенности своей героини. Сама же книга раскрывает сущность слоя «избранных» людей, считающих себя таковыми из-за своего огромного материального богатства, для которых в реальности характерно и чувство превосходства над другими, и душевная пустота, и потребительство.
Несмотря на признание достоинств этого произведения, у романа обнаруживается при чтении свой заметный недостаток — некоторое композиционное несовершенство: когда начинаешь читать роман, то чувствуется затянутость первых глав, слишком много времени автор уделяет персонажу по имени Розмари (девушка активно фигурирует в жизни главного героя лишь до середины романа, затем ее роль постепенно сходит на нет, и она бесследно исчезает из повествования уже к середине произведения).
Сам писатель ясно осознал композиционное несовершенство своего нового произведения и в последние годы жизни взялся за переделку романа, однако не успел ее завершить при жизни. Роман «Ночь нежна», несмотря на высокую оценку критики и читателей, остался в своем первоначальном виде, с рядом композиционных авторских промахов.
Однако и этот роман, и многие другие, которые не успели выйти в свет при жизни их автора, доказали, что
Ф.С. Фицджеральд умер в 1940 году, оставив неизданными свои рукописи: роман «Последний магнат» (1941), книга автобиографического характера «Крах» (1945), сборник «