Принято считать, что символы отражают архетипы: общие для всего человечества образы, хранящиеся в коллективном бессознательном. Так сказать, зашитые в матрицу нашей психики или души. И неудивительно, что отражение они находят в простых геометрических фигурах: прямой, волнистой или зигзагообразной линии, спирали, точке, круге, треугольнике, квадрате…
Ведь нам свойственно еще и эстетическое чувство. Только что вылепленный горшок хочется украсить, а как? Ведь никаких приемов еще не существует. Напрашиваются наиболее естественные и очевидные способы: пальцами или палочкой оставить углубления, нарисовать черту (а там и пересечение нескольких линий). Кроме того, симметрично, упорядоченно расположенные элементы воспринимаются нами как более красивые. Вот и повторяются простые элементы в определенных понравившихся сочетаниях.
Когда фигуры стали символами, то есть наполнились значением, мы не узнаем. Ясно, что некоторые символы просто «срисованы» с обозначаемого объекта. Например, круг — общепринятый символ, обозначающий солнце и луну. Волнистая линия — вода. А вот кто и когда придумал обозначать небо кругом, землю квадратом, а движение солнца свастикой, сказать трудно.
Много позже мистики домыслили что-то, наполняя древние символы более широким смыслом, а точнее — используя их для иллюстрации собственных концепций. И уже сложно отделить одно от другого, когда символ имеет множество значений, которыми он оброс за тысячелетия. А всегда ли понимают сами народные мастера — художники, гончары, вышивальщики — что именно символизирует каждый элемент наносимого ими орнамента, да и сам орнамент в целом? Точнее, могут ли они осознанно вербализовать, что именно и зачем изображено на кувшине, наличнике, рубахе?
Возможно (да и скорее всего), мы не так уж нуждаемся в их осознании, в логическом анализе. Возможно, они взаимодействуют с глубинными слоями психики, с той самой «матрицей» коллективного бессознательного. Да современному горожанину это не очень-то и нужно. Тем не менее дошедшие из глубины веков символы существуют. Они являются неотъемлемой частью искусства, благодаря им мы можем понять, как видели мир наши предки.
Один из таких символов — крест, чаще всего простой равносторонний.
В кресте можно отчетливо выделить две линии и центр. Собственно, идея центра — одна из основных, отражаемых символом креста. Круг, квадрат — они очерчивают, ограничивают пространство. Центр в них есть, но акцент на нем не делается. Напротив, крест — это центр как самостоятельное явление, без ограничивающего контура. Линии можно воспринимать как деление на сектора (число 4 сакрально у многих народов), а можно — как исходящие из центра, распространяющиеся лучи. Может быть, поэтому крест стал одним из символов солнца? Солнечное колесо может иметь восемь спиц-лучей, может превращаться в свастику, но основой остается равносторонний крест. «Лапки» свастики придают ей дополнительный динамизм, символизируя качение солнечного колеса. Кстати, «прямая» свастика, символизирующая естественный ход солнца, катится по часовой стрелке в сторону, противоположную загнутым лучам.
Крест — это и система географических координат. Этот мотив в том или ином виде прослеживается во многих мифах и представлениях древних. Например, из Эдема почему-то вытекают именно четыре реки на четыре стороны света. Символизирует крест и четыре стихии, из которых состоит мир.
Также крест — схематическое изображение мира, макрокосма: взаимодействие вертикальной оси мира и линии горизонта. Вписывается в крест и микрокосм: человек с раскинутыми руками.
Но наиболее интересный символизм, на мой взгляд, связан с выражением единства и взаимодействия противоположностей: материи-духа, земли-неба, женского-мужского. Это позволяет считать крест сексуальным символом: как в прямом, так и в гораздо более широком смысле. Крест отображает динамику взаимодействия активного и пассивного начал. Мужское начало, дух, активно в отношении женского, материи. Но крест как целостный символ куда объемнее простой суммы составляющих его линий. И это отражает происходящее в реальности, когда оплодотворение воспринимающего («женского») начала более активным («мужским») дает в сумме нечто новое. И весь комплекс из двух взаимодействующих и третьего «рожденного» элементов становится единой системой. Можно сказать, что крест символизирует динамизм, происходящие в мире взаимодействия и преобразования.
Не знаю, имеет ли связь с этой символикой христианский крест. Возможно, он является совершенно самостоятельным, имеющим лишь внешнее сходство с древним символом. А может быть, фигура креста была заимствована у древних и наполнена новым смыслом. Но не стоит забывать, что понимание креста в его христианском значении логическое, идущее от знания значения креста как орудия казни, как символа долга. Древний же равносторонний крест понимается интуитивно, архетипически. Знание это врожденно, как и понимание, например, подлинного, древнего смысла свастики.
Благодарю Наталью Колпакову за помощь в подготовке статьи.